Правовые нормы использования дронов. Часть 1

Аэрофотосъемка открывает границы каждого человека. Для одних это новое хобби, для других — средство заработка, для третьих — начало путешествий и открытие мира. Ну а поскольку люди стремятся запечатлеть все вокруг, потенциально новым и лучшим решением является использование беспилотников. Пускай сегодня не слишком актуален вопрос путешествий и поездок, но каждый оператор дрона и просто любитель необычной съемки должен знать законы использования летательного аппарата в стране и за рубежом.

Все больше людей в мире путешествуют и снимают удивительные пейзажи, достопримечательности, виды городов и памятники архитектуры. Все чаще люди прибегают к нестандартным видам съемки, используя дроны и показывая еще более интересное, удивительное и экстремальное. Еще одно направление использования беспилотников — расширение круга знакомств. На сегодняшний день существует множество кружков по интересам: сборке летательных аппаратов, моделировании, аэросъемке и многие другие. Всех их объединяет желание летать, устремляясь выше и выше в небо. И во всех случаях перед пользователями дронов встает главный вопрос: можно ли использовать летательный аппарат в той или иной стране, а также какие ограничения существуют в регионах.

Беспилотные летательные аппараты сегодня стали гораздо более доступными и с обширными возможностями для съемки и безопасных полетов. Модели оснащаются фото- и видеооборудованием, системами слежения, автопилота и безопасного возврата домой. Управление ими стало намного проще, чем раньше у первых моделей. В большинстве стран законы включают ряд основных требований к полетам и дополнительные требования. При этом далеко не всегда владельцы беспилотников знают о действующих законодательствах или понимают их правильно. Но как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности. Зачастую люди сталкиваются с серьезными проблемами с контролирующими органами, когда по незнанию идут на незаконное использование воздушного пространства или намеренно рискуют, запуская дрон в небо без соответствующих разрешений и регистрации. Во избежание этого представляем серию материалов, где подробно разберем закон о БПЛА и использования воздушного пространства, расскажем, в каких странах запрещено летать на дронах, а также ответим на все интересующие вас вопросы.

Пирамида законов

В общем виде законодательство представлено в виде пирамиды трех ведомств, где на первом месте идут правила, установленные Воздушным кодексом РФ, затем идут Федеральные правила (Постановления Правительства) использования воздушного пространства и на третьем месте идут приказы Минтранса. На четвертом месте идут региональные правила, которые могут дополняться или упрощаться по территориальным признакам. Для примера, в Москве строго запрещены любые полеты с дроном, но возможны полеты в городах Иваново или Псков. В целом же многие правила сводятся к единым принципам, не летать над военными частями, правительственными территориями и зданиями, вблизи аэропортов и вокзалов, не снимать людей и частные территории без разрешения на то собственников. Иными словами, не летать нигде и не снимать никого, тогда вы гарантируете себе уход от неприятностей. Шутим, в действительности же все гораздо лучше и проще.

Ежегодно владельцы беспилотных летательных аппаратов сталкиваются с обновлениями в законе, так как рождаются новые тенденции, возникают большие угрозы. Равно как и любое законодательство, национальные правила и требования в отношении дронов, обновляется в той или иной степени. И хотя имеется тенденция к упрощению использования дронов и воздушного пространства, все же людям приходится сталкиваться с различного рода проблемами. Последнюю актуальную информацию мы представим сегодня в обзоре.

Подробно закон разобрали в материале Разрешите взлёт: в России внесены поправки в закон о БПЛА. О других нюансах использования воздушного пространства и полезные советы в материале 7 привычек владельца дрона.

Основные принципы использования БПЛА

Давайте сперва разберем коротко. Существует основной закон о БПЛА, или Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ (с последней редакцией от 01.04.2020). Законом установлены правила и рекомендации касательно эксплуатации беспилотных летательных аппаратов. Согласно правилам, обязательной регистрации подлежат все летательные аппараты массой более 0,25 кг. Кроме того, требуется специальное разрешение на полет.

Для тех, кто не желает далее читать материал (все же советуем прочитать до конца) и разбираться в нюансах, смотрите ниже правила полета с дроном, которые не следует нарушать. Действуют в большинстве стран.

  • Не летать с дроном выше 120 метров;
  • Не летать в темное время суток или в условиях плохой видимости;
  • Не летать вблизи аэропортов;
  • Не летать над заповедниками и парками;
  • Не летать над военные частями, стратегическими объектами, вблизи административных зданий;
  • Не летать над частными владения без разрешения собственника;
  • Не летать там, где это запрещено законом (смотрите сервис Полетные планы https://fpln.ru) или где есть соответствующие знаки (например, в парке Йеллоустоун в США висит соответствующее предписание, запрещающее полеты дронов над объектами парка).

Использовать беспилотные летательные аппараты разрешается свободно без регистрации и разрешения на полеты весом менее 250 г. Весом до 30 кг модели придется регистрировать, но с вас не будут спрашивать полетный план и разрешение на использование воздушного пространства. Важно при этом не нарушать основные требования:

  • полет должен выполняться в пределах прямой видимости и в светлое время суток;
  • высота полета должна быть менее 150 метров от поверхности земли или воды.

Полеты должны проходить:

  • вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон и зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований и охранных мероприятий;
  • на расстоянии не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

Регистрация

Для регистрации дрона владельцу необходимо составить заявление и указать в нем основные технические характеристики летательного аппарата:

  1. тип беспилотного воздушного судна (согласно данным производителя);
  2. название и серийный номер устройства;
  3. название производителя и год производства;
  4. максимальная взлетная масса;
  5. тип используемого двигателя в устройстве и количество установленных двигателей на летательном аппарате.

Если беспилотник приобретен за пределами России, также понадобится документ, подтверждающий покупку. Поэтому советуем не выбрасывать чек при покупке или зафиксировать любым доступным способов факт покупки. Для постановки на учет дрона также потребуются данные владельца, в том числе ФИО, серия и номер паспорта, данные о регистрации и фактическом проживании, контактная информация для связи.

Заявление подается через органы местного самоуправления, по почте, онлайн через портал Госуслуг или портал учета беспилотных воздушных судов. Регистрация БВС является платной процедурой, взимается пошлинный сбор в зависимости от региона. Если беспилотный летательный аппарат приобретается в официальном магазине, зарегистрировать устройство можно через торговую организацию, которая осуществила продажу.

Регистрация может быть прекращена в ряде случаев:

  • беспилотный летательный аппарат вывезен за пределы страны;
  • в связи с утерей комплектующих дрона;
  • при переходе права собственности на устройство;
  • при выявлении нарушения процедуры регистрации.

Сроки рассмотрения заявления на регистрацию дрона составляют от 7 до 10 рабочих дней. После получения разрешающих документов необходимо составить и предоставить план полета в диспетчерскую. Непосредственно перед полетом владельцу необходимо оповестить диспетчера о планируемом старте. При этом во время полета пользователь обязуется исполнять все требования уполномоченного специалиста.

Полеты в черте города

В первую очередь стоит рассмотреть полеты в крупных городах, в том числе в Москве, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах. Во всех случаях полеты разрешены при наличии у владельцев разрешения от соответствующего орган местного самоуправления. В Москве разрешение должно быть получено от Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы. В остальных случаях заявление подается через центры ЕС ОрВД. Туда же направляется план полета. Документ должен быть направлен за трое суток до начала полетов. Среди прочего, указываются данные о владельце летательного аппарата, а также технические характеристики устройства.

Штрафы за отсутствие регистрации БВС составляют от 2 до 5 тысяч для физических лиц, до 20 тысяч для юридических лиц. За полеты без разрешения на то штрафы составляют от 2 до 5 тысяч для физических лиц, 25-30 тысяч — для должностных лиц, от 250 до 300 тысяч — для юридических лиц. Если неправомерный полет повлек за собой причинение тяжкого вреда здоровью и смерть человека, владельцу грозит уголовная ответственность и лишение свободы на срок до пяти лет.

Сегодня мы разобрали основные принципы использования дронов в России. Стоит отметить, что подобные правила действуют во всем мире с незначительными отличиями друг от друга. Мы не заканчиваем серию материалов о правилах и законах пилотирования летательных аппаратов, и далее разберем основные правила полетов за рубежом, дадим полезные советы, как перевозить беспилотник и комплектующие к нему, а также расскажем, в каких странах запрещено любое использование беспилотных летательных аппаратов.


Еще больше новостей и полезной информации вы найдете на наших страницах в социальных сетях:

ВКонтакте

Facebook

Instagram

Telegram